Статья размещена с разрешения редакции “Daily-Fishing.ru». Оригинал находится здесь.
Серия безынерционных катушек «Mitchell Mag-Pro Extreme» фактически является дальнейшим развитием весьма удачной серии «Mag-Pro Lite». Аналогом же «Экстрима» на американском и австралийском рынках является «Pflueger Patriarch». «Патриархи» появились в продаже значительно раньше «экстримов» и имеют несколько другой дизайн шпули и рукоятки.
Похожей политики компания «Pure Fishing», к которой относятся вышеупомянутые марки, придерживалась и в случае с другими катушками, известными в Европе как семейство «Mitchell Advanced»: сначала они довольно долго продавались у американцев и у антиподов, а уж потом были направлены в Старый Свет.
Серия «Mitchell Mag-Pro Extreme» состоит из трех моделей:
«500» (номинальная масса 179 г);
«1000» (210 г);
«2000» (230 г).
Размеры соответствуют размерам серии «Маг-про-лайт». Родственная серия «Pflueger Patriarch» состоит из четырех моделей:
«9525»;
«9530»;
«9535»;
«9540».
Размер «9525» не имеет аналога под маркой «Митчелл», 30-й соответствует митчелловскому 500-му, и т.д.
На митчелловским сайте размещена история о том, как их «японской команде инженеров» удалось еще больше снизить массу нового флагмана по сравнению с очень успешной серией «Маг-про-лайт». «Это было достигнуто лишь благодаря использованию более легкой гибридной шпули из алюминия и углепластика, титанового штока, а также корпуса, крышки и ротора из сверхлегкого магниевого сплава» (перевод с немецкого, немецкий сайт «Митчелл»).
Ну, не совсем так. Такой же шток и магниевый корпус с ротором мы видели уже в «Лайте». Шпуля — да, стала полегче. Но изменилось и еще кое-что. Впрочем, не будем забегать вперед.
На официальном сайте особо подчеркивается, что за счет облегчения не пострадала ни надежность, ни долговечность катушек.
Сегодня мы разберем самый маленький «Экстрим» — модель «500». Корпус (1) и его крышка (2) выполнены тонкостенными, из легкого магниевого (согласно данным производителя) сплава, имеют черное защитное покрытие, предотвращающее коррозию. Использование такого корпуса значительно облегчает катушку. Декоративная крышечка (3) из металлизированной пластмассы почти невесома. Просветы между нею и корпусом вызывают, пожалуй, некоторые ассоциации с дайвовским «Экзистом». Углепластиковые кольца (4) вокруг отверстий для ручки можно принять за попытку еще более облегчить корпус, но это не так: под ними металл, кольца — чисто декоративный элемент. Правда, такие накладки усиливают посадочное место шарикоподшипника.
Лапка по сравнению с предыдущими моделями «Маг-про» переделана, и теперь катушка, установленная в держатель удилища, уже не оказывается сдвинутой назад. Кроме того, лапка имеет другую форму в средней части. Лапку «Маг-про-лайта» мы критиковали в свое время за недостаточную выборку металла ближе к корпусу; у «Экстрима» лапка сделана грамотнее.
Корпус нашего образца имеет маркировку «15352», крышка — «25216».
Колесо (5) главной пары отлито из алюминиевого сплава, у редакционного образца заводская маркировка на колесе — 58TB016. Для такой небольшой катушки колесо просто здоровенное, имеет внешний диаметр 28,8 мм, крупные зубья в количестве тридцати одного. Такого же типа колеса используются в моделях «Маг-про-лайт». И здесь мы видим то же самое высокоточное литье из недешевого светлого материала, то же облегчение с оставленными ребрами жесткости с внешней стороны. Вал колеса точеный, большого диаметра, слева на нем стоит закрытый шарикоподшипник 8х14х4 (6), справа — 8х12х3,5 (7). Внутри нарезана резьба двух видов для винта ручки.
Если колесо главной передачи «Экстрима» оказалось нашим старым знакомым по «маг-про-лайтам», то с шестерней (8) дело обстоит иначе. Тут она выполнена не из желтого, а из белого сплава и имеет черное защитное покрытие, нанесенное на всю деталь до нарезки шестерни. (В классических «черных парах», пример которой можно наблюдать в симановской «Сефии CI4», дело обстоит как раз наоборот: шестерни сначала нарезаются, а затем уже покрываются защитным слоем).
Использование шестерни из алюминиевого сплава позволяет еще больше облегчить катушку. Грамм тут, грамм там — и в результате накапливается заметная разница по сравнению с «Mag-Pro Lite» того же размера.
Шестерня шестизаходная, спереди ее вал опирается на два шарикоподшипника: над обгонной муфтой стоит закрытый 8х14х4, под нею — открытый 8х14х3,5. В «лайте», который мы разбирали два года назад, сверху стоял «защищенный» шарикоподшипник 8х14х4 (аналог симановского «RS A-RB», а снизу — обычный закрытый того же размера.
Сзади хвостовик отсутствует, по пластиковой втулке опоре ходит непосредственно шток шпули.
Паразитка в «Mag-Pro Extreme» имеет иное устройство, нежели в «Mag-Pro Lite»: она состоит из двух частей, нижняя из которых пластмассовая. Идея в том, что пластмассовая часть устраняет люфт и делает ход катушки менее шумным. Похожая система, но только выполненная на более совершенном уровне, использована «Дайвой» в «Солтиге». Вращается паразитка на закрытом шарикоподшипнике 5х8х2,5.
Шток (9) имеет длину 98 мм, диаметр 4 мм (в верхней части — 3,4 мм), весит всего 4,5 г (по данным производителя, он выполнен из титанового сплава). Каретка (10) движется по направляющим (11), образуемым ребрами корпуса и крышки, а также привинченной к корпусу пластиной. S-образный паз, как и в «Лайте», имеет довольно сложный профиль. Ход шпули составляет 13 мм. На штоке стоят две пластмассовые втулки: в месте выхода его из вала шестерни под гайкой ротора и в задней опоре.
На штоке находится подшпульный узел (12) с шарикоподшипником 6х10х3. Добавляя или убирая шайбы разной толщины, можно регулировать профиль намотки лески на шпулю.
Стопор обратного хода выполнен на основе обгонной муфты с роликами малого диаметра, известной по предыдущим моделям семейства «Mitchell Advanced». Пружинки, сепаратор и рычаг пластмассовые. Такая муфта не является эталоном надежности и долговечности, но вполне уместна на легкой катушке средней ценовой категории.
Выключатель (13) стопора находится на корпусе снизу, он, как и у «Лайта», большой и удобный. В отличие от «Лайта», у «Экстрима» присутствует механизм подтормаживания ротора, выполненный на основе скобы из мягкой пластмассы (14). При открытии дужки проволочный толкатель, напоминающий по конструкции симановский, выдвигается и входит в контакт с этой скобой. Трение толкателя о скобу создает эффект торможения при вращении ротора с открытой дужкой.
Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на привинченный к корпусу пластмассовый клин (15).
Ротор
Ротор «Экстрима» позаимствован у предыдущих версий «Маг-Про» и не имеет принципиальных отличий от ротора того же «Лайта».
Он представляет собою высококачественное тонкостенное литье из легкого магниевого сплава, имеет рациональную, компактную форму с небольшими «рогами», малую инерционность, симпатичен с виду, лишен ненужных «штучек», хорошо сбалансирован и весит нетто 22,5 г, брутто — 41 г.
Конструкция ротора нам кажется удачной.
Механизм сброса дужки смонтирован в одном роге ротора, возле узла ролика лесоукладывателя, и прикрыт крышечкой из металлизированной пластмассы. Сняв крышечку, мы видим пружину сжатия (16) и проволочный толкатель (17). Открывается дужка с характерным щелчком.
Дужка (18) лесоукладывателя идентична таковой у «Лайта». Она выполнена из дюралюминия, имеет прочное защитное покрытие. Диаметр проволоки — 3 мм. Это стандартное решение. В то время как «Дайва» использует трубчатые дужки, а «Симано» — тонкие стальные дужки типа SR, производители второго эшелона вынуждены довольствоваться толстыми, но довольно легкими цельными алюминиевыми дужками.
Переход (19) от собственно дужки к узлу ролика плавный, дужка вставлена в «носик» узла ролика по типу старой симановской S-системы. Рычаг (20), на котором смонтирован узел ролика, пластмассовый, легкий, но имеет правильную геометрию и прочности его вполне достаточно для катушки такого класса.
Ролик лесоукладывателя отличается большим диаметром, имеет сложный профиль и нитридное покрытие, вращается на закрытом шарикоподшипнике симановского калибра (4х7х2,5). Люфты отсутствуют.
В целом вся дужка в сборе спроектирована грамотно и эффективно выполняет свою функцию.
Шпуля
Изюминкой «Экстрима» является его основная шпуля. Это смешанная конструкция из алюминиевого сплава и пластмасс.
Дно лесопроема образовано углепластиковым кольцом (21), весящим всего 2,75 г. Внешний диаметр кольца — 33,5 мм. Оно надевается на металлическое основание (22) с четырьмя пластмассовыми стойками (23), а сверху накрывается металлической крышкой. Внутри кольца, между стойками, расположен тормозной пакет, состоящий из двух алюминиевых дисков (24) диаметром 16,8 мм и двух прокладок (25) из углеткани, сложной формы, с вырезами под стойки. Для устранения зазоров между углепластиковым кольцом и крышкой и основанием шпули использованы тонкие резиновые кольца (26).
Крышка довольно легкая, весит около восьми граммов, но вот основание со стойками имеет массу около 20 г — тут есть еще резерв для дальнейшего облегчения. Юбка шпули хотя и имеет отверстия (частью декоративные), но стенки ее сравнительно толстые (1,3 мм) и выборка металла изнутри отсутствует (27). За счет нижней части можно было бы выиграть еще несколько граммов. А так общая масса шпули составляет 34 г.
Сбоку на юбке находится пластмассовый зажим для лески, смонтированный на пружинке (28), так что он может выдвигаться. На крышке шпули выполнены декоративные выемки (29).
Гайка тормоза (30) вполне ухватиста и удобна в работа, весит 5 г. Исполнение очень простое. Имеется защитная манжета (31).
В комплект поставки катушки входит запасная шпуля, но она имеет обычную конструкцию и значительно тяжелее основной.
Ручка
Ручка без изменений взята от «Лайта». Тот же углепластиковый стержень (32), та же круглая рукоятка (33) из черного пористого материала, на двух шарикоподшипниках, тот же винт из алюминиевого сплава (34) с резьбой разного направления, шага и диаметра, для быстрой перестановки ручки с одной стороны катушки на другую. Масса ручки в сборе составляет 19 г. Рабочее плечо — 55 мм (для катушки такого размера с таким передаточным числом это немало).
В коробке кроме катушки находится запасная шпуля, схема, запасные шайбы для регулировки профиля намотки лески на шпулю, а также удобный и практичный полумягкий чехол, здорово смахивающий на чехлы дорогих моделей «Симано».
Впечатления
Катушки «Mitchell Mag-Pro Extreme» удалось сделать еще легче, чем и так уже очень легкие «Mag-Pro Light». В пятисотом размере, соответствующем по рабочему диаметру шпули 2500-му размеру современных симановских катушек, «Экстрим» фактически весит около 184 г (по каталогу — 179 г). У «Симано» на данный момент есть только одна катушка, которая весит столько же или чуть меньше — это новая модель «Vanquish CI4+», еще не поступившая в продажу. Стоит она примерно вдвое, если не втрое, дороже «Экстрима», но и относится к более высокому классу. Еще легче новый дайвовский углепластиковый флагман «12 Exist», но там цена вообще заоблачная. Из одноклассников по цене конкурентами «Экстрима» являются углепластиковые катушки «Дайва» и «Симано»: «Daiwa Luvias» образца 2007 года, которую сейчас можно купить с приличными скидками, и «Shimano Rarenium CI4». Пятисотый «Экстрим» находится по размеру где-то между 2000-м и 2500-м размерами «Luvias» (первый немного, а второй заметно тяжелее его — 190 и 220 г по каталогу). «Shimano Rarenium CI4 2500» весит порядка 200 г. Из катушек же с металлическим корпусом и ротором «Экстриму» по массе соответствует только флагманская «Daiwa Exist» первого поколения.
На наш взгляд, «Mitchell Mag-Pro Extreme 500» может успешно выступать не как замена значительно более тяжелых катушек 2500-го размера, а как альтернатива чуть более тяжелым или такого же как и он веса «тысячникам», значительно превосходя их по размеру. Таким образом, любителям (условно) ультралегкого и пограничного с легким спиннинга, которым тысячники кажутся слишком маленькими и медленными, 500-й «Экстрим» подойдет в самый раз. Его механизм вполне адекватен типичным для данного класса спиннинговой ловли нагрузкам, да и с тонкими лесками он работает нормально.
Номинальная емкость основной шпули — 130 м мононити 0,18 мм. Проверка показывает, что фактическая емкость значительно больше и составляет около 180 м «честной» 0,18-й мононити (по микрометру). Если же мотать «под край», то влезает и все 200 метров (на фотографии на шпулю намотано 200 м 0,18-й).
Что касается плетеных лесок, то там трудно говорить о диаметре по причине того, что сечение слишком уж далеко от круга, а обозначения — свои чуть ли не у каждого вида «плетенки». Поэтому единственный критерий толщины каждой конкретной плетенки заключается в том, сколько ее влезает на шпулю (хорошо иметь эталонную шпулю!). На шпулю «Экстрима» влезла целая катушка санлайновской ноль восьмой (которая сама по себе не очень тонкая), а под нее — еще сто метров подмотки из более толстой «плетенки».
В общем, без подмотки тут, по нашем меркам не обойтись. То есть, шпуля слишком глубокая. Почему? Известно, что многие рыболовы в Америке и зарубежной Европе любят ловить на толстую леску. Намотать 0,25 (по микрометру) даже на такую пушинку, как «Экстрим», — для них в порядке вещей. Можно понять и неточное указание емкости на шпуле. Диаметр лесок многими размотчиками на этикетках по-прежнему сознательно занижается, так что с поправкой на этот фактор может действительно получиться 130 м так называемой 0,18-й.
В принципе, механизм укладки лески неплохо справляется со своей задачей (нашему образцу мы добавили в подшпульный узел одну шайбу толщиной 0,5 мм). Ход шпули составляет 13 мм, ширина лесопроема в среднем — 14,5 мм. Это нормальное соотношение. Начинает укладываться леска довольно ровно.
Однако по мере заполнения шпули появляется небольшой провал в середине. Для его устранения конец подмотки надо намотать вручную, с акцентом на середину проема; тогда основная леска намотается идеально. Будь шпуля мелкой, как у «Лайта», этой проблемы вообще не возникло бы. Кстати, «лайтовские» шпули встают сюда без всяких переделок.
Ход катушки легкий, ровный, не совсем бесшумный. Тяга неплохая, что неудивительно при 55-миллиметровой ручке, но сильно «нажимать на педаль» не рекомендуется: «белая пара» не рассчитана на перегрузки. Зато в режиме малых нагрузок она может проработать даже дольше, чем аналогичная пара с шестерней из желтого сплава.
При работе с тонкими лесками проблем (склонность у «петлесбросу», захлесты и т.п.) у нашего образца не возникло. Тормоз регулируется нормально, работает плавно, без заеданий. Самосбросы дужки не отмечались.
Кроме спиннинга, 500-й «Экстрим» можно рекомендовать для легких поплавочных удочек малого радиуса действия и легчайших пикеров (для ловли ходовой донкой с легким грузилом, на ручьях и малых реках). Если нужна более быстрая катушка, можно подумать о 1000-м размере (210 г по каталогу, заменяет стандартные «2500» при значительно большем калибре) или о 500-м «Лайте» с передачей 6,2 (около 200 г).
Некоторые элементы дизайна данной катушки вызывают ассоциации с дайвовскими «экзистами»; видимо, так оно и было задумано производителем. Схема отверстий на шпуле американско-австралийского аналога «Экзиста» ( «Pflueger Patriarch») кажется нам несколько удачнее. Впрочем, это дело вкуса.
Изучение конструкции «Mitchell Mag-Pro Extreme» позволяет даже непрофессионалу иначе взглянуть на вопросы массы современных катушек средней ценовой категории, в том числе моделей производителей первого эшелона. Даже если установить сюда желтую шестерню вместо белой, при некотором старании можно выйти путем рационализации на массу где-то в районе 175 г для 500-го размера, соответствующего 2500-му размеру «Симано» и находящемуся между 2000-м и 2500-м размерами «Дайвы». И это при металлическом корпусе и без увеличения себестоимости (за счет отказа от необязательного украшательства).
Факты
Фирма: «Pure Fishing, Inc.» (США)
Модель: «Mitchell Mag-Pro Extreme 500»
Номинальная масса: 179 г
Фактическая масса: 184 г
Передаточное число: 5,167
Шарикоподшипники: 9
Диаметр переднего бортика шпули: 44 мм
Емкость шпули фактическая: 180 м 0,18 мм
Масса шпули: 34 г
Длина плеча ручки: 55 мм
Страна производства: Китай
Наше мнение: крайне легкая, оригинальная катушка, весьма интересная для сверхлегкого/легкого спиннинга и легкого поплавочного ужения.
Текст и фото: Daily-Fishing, 2012 31.01.2012